NFT

Эрмитаж продал картины Ван Гога, да Винчи и другие полотна в виде NFT на сумму 32 млн рублей

08.09.2021 [08:54], Артур Хамзин

Государственный Эрмитаж отчитался о результатах аукциона по продаже NFT-токенов на картины из своей коллекции. Музей продал пять цифровых копий работ на общую сумму в 32 миллиона рублей, пишет РБК. Все работы были проданы через маркетплейс криптобиржи Binance.

Всего было выставлено пять цифровых работ со стартовой стоимостью в $10 тысяч. Самым ценным лотом на торгах стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи — её приобрели за $150 тыс. (около 10 миллионов рублей). «Юдифь» Джорджоне купили за $65 тыс., «Куст сирени» Винсента Ван Гога за $75 тыс., «Композиция VI» Василия Кандинского за $80 тыс., а «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне за $74 тыс.

«Мы поздравляем Государственный Эрмитаж с завершением беспрецедентного для российского рынка проекта. Это большая победа и уникальный пример, который даёт всем участникам арт-рынка массу новых возможностей для развития», — заявил директор Binance в Восточной Европе Глеб Костарев.

Все вырученные деньги перечислят Государственному Эрмитажу. Победителям аукциона также вручат NFT-видео с моментом подписания работ гендиректором музея Михаилом Пиотровским.

Источник:

NFT аукцион

Первая попытка анализа продаж рынка невзаимозаменяемых токенов спустя считаные месяцы после его возникновения и невероятного роста

Источник: finance.yahoo.com

13 мая 2021 года британская аналитическая компания ArtTactic выпустила, возможно, самый ожидаемый отчет первой половины сезона — NFT Art Market Report, посвященный продажам цифрового искусства в обертке невзаимозаменяемых токенов. Учитывая большой объем обзора, AI решил разделить анализ предложенного материала на несколько частей: общая ситуация на рынке, анализ отдельных продаж и ликвидности NFT-искусства и риски коллекционеров, связанные с этим активом.

Следует отметить отдельно, что ArtTactic справедливо разделил рынок продаж NFT-искусства на две категории — «площадки с открытым доступом» (т. е. без отбора выставляемых предметов самой платформой, что приводит к смешению форматов предлагаемых предметов, вычленить «искусство» из которых очень непросто. — AI.) и «кураторские платформы», где за форматом и качеством предлагаемых предметов, включая уровень самих художников, зорко следят модераторы цифрового мира. К первым британский аналитик отнес платформу OpenSea, ко вторым — площадки Nifty Gateway, SuperRare, Foundation, а также аукционные дома, продающие NFT-искусство. В рамках отчета ArtTactic сосредоточился именно на кураторских платформах, а в большинстве случаев и просто рассматривал одну Nifty Gateway — как наиболее показательного представителя выборки, чей суммарный объем продаж за первые четыре месяца 2021 года составил 71 % от суммарной выручки всего сектора рынка (по аналогии с другими своими отчетами, которые показывают лишь продажи Christie’s, Sotheby’s и Phillips. — AI.).

Итак, основные показатели арт-рынка NFT выглядят следующим образом.

• Объем продаж NFT-искусства на всех курируемых платформах за первые 4 месяца 2021 года составил $437 млн (по состоянию на 14.05.2021 уже $760 млн, однако данный рост связан не с увеличением количества сделок, а с повышением стоимости криптовалюты ETH, на блокчейне которого создаются и проводятся сделки с NFT-искусством. — AI.).

• Наибольшую долю всех продаж по стоимости среди кураторских платформ имеет Nifty Gateway — 71,1 % объема продаж. Следом за ней идут Superrare (13,8 %), Foundation (8,7 %), Makersplace (5,2 %), Known Origin (0,8 %) и Async Art (0,5 %).

• Объем продаж на первичном рынке NFT-искусства (по аналогии с физическим арт-рынком — работы, впервые выставленные для публичной продажи. — AI.) платформы Nifty Gateway в марте 2021 года c показателем $87,8 млн достиг своего исторического максимума за один календарный месяц. Более того, этот мартовский показатель на 131 % превысил суммарную выручку платформы в период с февраля 2020 года по февраль 2021-го ($38 млн).

• В апреле 2021 года объем продаж аналогичного искусства на Nifty Gateway снизился на 49 %, до $44,9 млн, а средняя цена одной проданной работы упала на 24 % (до $1,3 тыс. по сравнению с $1,7 тыс. в марте 2021-го).

• Количество проданных NFT в апреле также снизилось по сравнению с мартовскими показателями на 37 %, что коррелирует с параллельным уменьшением выпуска новых NFT в свободную продажу (–36 %, или 34,1 тыс. работ в апреле по сравнению с 53,2 тыс. в марте).

•  С февраля 2020 года по апрель 2021 года на Nifty Gateway было выставлено на продажу 3009 оригинальных предметов NFT-искусства, при этом общее количество лицензионных копий (многие NFT изначально были представлены лимитированными сериями. — AI.) составило 145,6 тыс. Процент проданных предметов оказался очень высоким — 95,5 %.

•  Объем работ первичного рынка NFT-искусства составляет 56 % от общей выручки Nifty Gateway с февраля 2020 года по апрель 2021-го. В 2021 году платформой ежемесячно выводилось на продажу в среднем 490 оригинальных работ, а количество художников, появившихся на Nifty Gateway за этот же период, составило 153 чел. (в среднем кураторский отбор каждый месяц проходят 38 новых художников).

•  Из 733 оригинальных работ, проданных с февраля 2020 года по апрель 2021-го на первичном рынке Nifty Gateway, лишь 100 предметов NFT-искусства (или 14 %) были перепроданы на вторичном рынке той же платформой. Общий объем продаж вторичного рынка Nifty Gateway составил $7,4 млн, из которых 89 % стоимости принесла работа Бипла Crossroad ($6,6 млн). Учитывая, что в октябре 2020 года указанный объект NFT-искусства был изначально приобретен за $66,7 тыс., при перепродаже за четырехмесячный период цена выросла на 9 800 %.

•  В 2021 году было выставлено на продажу 95 % из 20 самых дорогих объектов NFT-искусства. Наибольшая доля продаж — 77 % — пришлась на предметы, созданные в марте, «апрельские» NFT принесли 16 % суммарной выручки Nifty Gateway.

•  Включившиеся в NFT-продажи аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и Phillips пока представили на публичных торгах по одному художнику каждый, при этом показали 74 % суммарной выручки от топ-20 продаж NFT-искусства за весь период существования невзаимозаменяемых токенов.

• На долю художника Бипла приходится 66 % суммы сделок с 20 самыми дорогими предметами NFT-искусства и 25 % выручки ($142 млн) от всех NFT, проданных на сегодняшний день на всех возможных платформах. Второе место по капитализации занимает художник Pak ($42 млн), третье — hackatao ($21,6 млн).

Таблица. Топ-20 самых дорогих предметов NFT-искусства, проданных на всех платформах, 2020–2021

АвторНазвание работыМесяц появления в продажеПродавецЦена по молотку / цена продажи, $ млн
1BeepleEverydays: The First 5000 DaysМарт 2021Christie’s62.5
2Larva Labs9 CryptopunksМай 2021Christie’s16.9
3BeepleCrossroadФевраль 2021 Nifty Gateway6.6
4BeepleOcean Front (Beeple)Март 2021 Nifty Gateway6.0
5Edward SnowdenStay Free (Edward Snowden, 2021)Апрель 2021Foundation5.4
6Mad Dog JonesReplicatorАпрель 2021Phillips3.4
7XcopyDeath DipМарт 2021SuperRare1.7
8PakThe SwitchАпрель 2021 Nifty Gateway / Sotheby’s1.4
9PakThe PixelАпрель 2021 Nifty Gateway / Sotheby’s1.3
10SSX3LAU Slimesunday 3lauGunky’s UprisingМарт 2021 Nifty Gateway1.3
11Don DiabloDestination HexagoniaАпрель 2021SuperRare1.2
12BeepleFull Spring CollectionАпрель 2021 Nifty Gateway1.2
13Paris Hilton, Blake KathrynIconic Crypto QueenАпрель 2021 Nifty Gateway1.1
14WhIsBENot Forgotten, But GoneМарт 2021 Nifty Gateway1.0
15PakFiniteМарт 2021Foundation0.9
16PakMetariftМарт 2021Marketplace0.9
17Steve AokiHairyМарт 2021 Nifty Gateway0.9
18XcopyReflectionМарт 2021SuperRare0.8
19BeepleThe Complete MF CollectionДекабрь 2020 Nifty Gateway0.7
20 Kevin RooseThe New York Times X NFTМарт 2021Foundation0.7

Комментарий AI. В материале, посвященном сторонникам и противникам NFT-нашествия, мы упоминали, что ArtrTactic занял позицию наблюдателя: с одной стороны, выделил продажи токенизированного цифрового искусства в отдельный блок отчета о первом квартале 2021 года, с другой — не спешил давать оценку происходящему. Теперь же британский аналитик выпустил полноценный отчет, который (вполне двусмысленно, согласитесь) начал с опасностей и угроз арт-рынку со стороны NFT, а уж затем стал привычно анализировать цифры (мы в AI проследуем в обратном порядке и «пугалки» оставим на самый конец цикла статей).

Первое, что хочется выделить: рынком NFT-искусства занялись арт-экономисты, которые в отличие от криптосообщества смотрят не только на то, насколько цифровое искусство выгодно покупать, но и на то, насколько выгодны последующие продажи. До полноценных индексов NFT пока еще далеко (прежде всего учитывая временной период, подлежащий оценке), но информация рынком собирается и кладется на видимую и доступную большинству полку. Правда, по какой-то внутренней причине ArtTactic подал данные повторных продаж довольно однобоко — показав лишь объемы в цифрах, но не полученную владельцами валовую прибыль. Что ж, мы скоро пересчитаем сами и расскажем вам правду.

Далее, мы видим формирование олигопольной системы среди платформ, присущей всему рынку искусства: пока что лидер один и явный (Nifty Gateway), но не забываем, что Christie’s появился на 22 года позже Sotheby’s. Точно так же налицо разделение на «кураторские» и «открытые» платформы — вполне себе аналог разделения рынка на изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Формируется и список художников — «голубых фишек», однако тамошним Пикассо и Баскиям еще предстоит большая гонка вверх и вниз по ступеням рейтинга топ-художников. Ну и не обойдем стороной включение в игру трех крупнейших аукционных домов, занявших всего пятью продажами 74 % рынка. Интересно будет посмотреть, удержит ли «большая тройка» пусть даже 25 % рынка NFT по итогам года: одно дело «раскачивать» лодку, формируя интерес рынка (и собственную базу молодых клиентов), а совсем другое — в этой лодке остаться.

А вот самого главного разделения арт-рынка — на публичный и частный — в случае с NFT мы не увидим: сама природа блокчейна, в котором обитают токены, на данном этапе технического развития общества предполагает открытость. Поэтому оставим читателя перед выходными наедине со следующим вопросом: что произойдет быстрее — публичные продажи токенов перетянут на свою блокчейн-сторону «физическое» искусство, или NFT вскоре тоже станут продаваться на «черном» непубличном арт-рынке?

Денис Белькевич, AI